Вакцинация с использованием РНК-репликона обеспечивает длительную защиту от гриппа птиц H5N1 у 23 видов птиц в зоопарках

Вирусы гриппа А принадлежат к семейству Orthomyxoviridae и классифицируются в соответствии с двумя основными антигенами вирусной оболочки: гемагглютинином (HA) и нейраминидазой (NA). В настоящее время выделено 19 подтипов HA и 12 подтипов NA. Большинство из этих подтипов циркулирует среди диких птиц, в частности водоплавающих, которые рассматриваются в качестве природного резервуара вирусов гриппа птиц A.

Вирус гриппа птиц, относящийся к подтипу H5N1, был впервые выделен в 1959 году у кур в Шотландии, а затем в 1991 году у индеек в Англии. Более вирулентный штамм H5N1 возник в 1996 году на гусиных фермах провинции Гуандун, Китай. С этого времени данный штамм претерпел эволюционные изменения, дифференцируясь на различные клады и субклады. Данная линия вируса распространилась по всему миру и приобрела эндемический статус в некоторых регионах Азии и Африки. Важно отметить, что вирусы H5Nx из клады 2.3.4.4b преодолели межвидовые барьеры и инфицировали широкий спектр млекопитающих, в т.ч. человека.

Зоопарки подвергаются повышенному риску инфицирования вирусом гриппа птиц подтипа H5N1 вследствие тесного контакта между различными видами птиц и млекопитающих, а также вследствие привлекательности открытых пространств для диких птиц. В условиях продолжающейся эпизоотии во многих зоопарках были зарегистрированы вспышки данного заболевания. Однако, ввиду многолетней политики отказа от применения вакцинации, препараты против H5N1 не получили одобрения в большинстве стран Европы и Северной Америки. В государствах, где использование вакцин разрешено, их применение обычно ограничивается домашней птицей. Превалирующими стратегиями борьбы с распространением вируса являлись меры биобезопасности, эпиднадзор, меры по искоренению и карантинные мероприятия, особенно в период, когда вспышки ВПГП оставались спорадическими. Тем не менее, продолжающееся глобальное распространение вируса подчёркивает острую необходимость в разработке и внедрении современных, эффективных вакцин.

В рамках настоящего исследования была проведена оценка эффективности вакцины на основе репликона вируса везикулярного стоматита (VSV), экспрессирующего гемагглютинин (HA) изолята вируса гриппа птиц H5N1 2022 года, принадлежащего к кладе 2.3.4.4b, у различных видов птиц, содержащихся в двух швейцарских зоопарках. Целью исследования было определение интенсивности и продолжительности гуморального иммунного ответа у птиц различных видов в течение 400-дневного периода.

У кур, иммунизированных дважды внутримышечно и свободных от патогенов, вырабатываются нейтрализующие антитела, обеспечивающие полную защиту от летального заражения вирусом H5N1 без вирусовыделения. Вакцина также была введена 317 птицам 23 различных видов, содержащимся в неволе, в Бернском парке животных и Базельском зоопарке. В результате вакцинации побочных эффектов не наблюдалось.

У птиц, ранее не контактировавших с вирусом H5N1, после двукратной иммунизации наблюдалась выработка антител. У птиц, которые ранее имели контакт с вирусом, иммунный ответ развивался после однократной вакцинации.

Через год у 98,7% испытуемых сохранялся высокий уровень нейтрализующих антител, что свидетельствует о длительной иммунной защите. Полученные результаты подтверждают безопасность и эффективность вакцины VSV∆G(H5mb) для широкого применения в целях профилактики H5N1 среди различных видов птиц.

Вакцина также соответствует критериям стратегии DIVA (Differentiating Infected from Vaccinated Animals). С использованием коммерческих наборов ИФА возможно провести дифференциацию между вакцинированными и инфицированными птицами. Это имеет важное значение, поскольку вакцина удовлетворяет двум ключевым требованиям, предъявляемым к современным вакцинным препаратам против ВПГП:

1) обеспечение надёжной защиты, предотвращающей выделение вируса после первичной и повторных вакцинаций;

2) соответствие стандартам ветеринарного надзора и требованиям международной торговли.

Вакцина, применяемая в рамках протокола первичной и бустерной иммунизации, обеспечивает надежную защиту кур и различных видов диких птиц от летальных исходов и вирусной экскреции. Она формирует устойчивый иммунный ответ и обладает потенциалом для обеспечения защиты от других серотипов. Благодаря совместимости с принципом DIVA и возможности массового применения, данная вакцина представляет собой ценный инструмент для борьбы с продолжающейся панзоотией ВПГП H5N1. После дальнейшей оптимизации для массового использования, данная вакцина может значительно изменить стратегии контроля ВПГП, защитить дикую природу и домашних животных, а также снизить риски для здоровья населения, связанные с передачей зоонозного вируса H5N1.

ссылка на публикацию